От дерева к волынке Волынка состоит из кожаного мешка, и деревянных трубок. Для изготовления мешка берут воловью кожу, в некоторых странах используют козью шкуру, лошадиную или лосиную - каждый по-своему... Трубки волынки - бурдоны, из которых при помощи воздуха извлекают теноровые и басовые тоны. Каждая из них обладает своими, свойственными только каждой из них тональностями, большая часть - басовым тоном, нужно только настроить их гармонично, как правило, это квинты и кварт. Итак, интервал от 5 (в том числе 4) тонов, также сюда относятся октава - восьмой тон гаммы - чем длинней бас, тем глубже тон. Чтобы соединить мешок с бурдонами, в мешок ввязывается так называемый сток для каждого бурдона. В основном, это палка, выточенная на токарном станке с высверленным в ней сквозным отверстием, в которую можно воткнуть бурдон. Теперь, нам нужен вдувник. Это часть, которая находится у волынщика во рту, чтобы вдувать в мешок воздух и тем самым извлекать звуки. Внутри этой трубки есть клапан, который пропускает воздух внутрь, но не выпускает назад. Это даёт возможность удерживать давление в мешке. Для бурдонов больше всего подойдет древесина от фруктовых деревьев. Пауль Кайсер подарил нам вишневую древесину. Она росла возле Вешербурга, где мы на протяжении 10 лет концертировали. Сверх того, Вим использует также и другой древесный материал: для басовых бурдонов и частей - клен, или эбеновое дерево и гренадину, которую мы приобрели на лесной торговле. По соответствующему размеру выпиливают части. Сначала грубо обтесывают. Затем палки идут на токарный станок по дереву. Готова секция малого бурдона. В бурдон вставляют трость. И теперь с воткнутой тростью Вим может испытать бурдон. Эта работа требует хорошего слуха и большого опыта. От этого зависит, будет ли в конце-концов волынка играть соло или будет звучать в ансамбле. Когда все обточено и клапаны подходят, части волынки начинают окрашивать морилкой соответственно желаниям мастера. Кто-то хочет получить красные бурдоны, другой зеленые и так далее. Затем кладем бурдоны в льняное масло, дерево должно хорошо пропитаться. После этого они должны некоторое время полежать и высохнуть. Это даёт древесине устойчивость к влажности, которая идёт прежде всего от воздуха, вдыхаемого музыкантом, но также и при дождливой погоде - например, окружающая среда влияет на инструменты на холодном рыцарском турнире или в другом месте на средневековых спектаклях. :-) Чтобы волынка выглядела шикарно, ее украшают. Вим решил украсить ее сусальным золотом. Бурдоны соединяются с кожаным ремешком... Теперь волынка почти готова. С виду ничего! Самое главное - "трость": Для получения звука необходимо, чтобы поступающий воздух приходил в колебание. В волынках это происходит через приспособления, которые находятся внутри бурдонов - их также называют "пищиком". В чантере находится обычно сдвоенная трость, в басовом бурдоне так называемые одинарные трости. Сдвоенная трость используется также при гобоях и фаготах. Одинарные трости-пищики находятся в кларинеттах и саксофонах. Материал для трости - испанская тросник, подвид бамбука, родственный тростниковый вид, который можно найти в Испании практически везде. Ударяющие пищики для бурдонов Вим - наш изготовитель волынок - делает сам. Мы тоже в Испании сами "собирали урожай" тростникового камыша. Для чантеров мы используем сдвоенные трости. Для этого беруться два кусочка тросника, и соединяются на металлической трубочке. Здесь возникает колебание, при котором трубные доски бьют друг по другу, когда воздух выдувается. Эти трости нам доставили из Франции, где уже существует долгая традиция производства сдвоенных тростей. Для наших чантеров они были потом еще раз переработаны, обтесаны и подрезаны. Особенно важно для созвучия всех бурдонов волынки то, что трости подогнаны друг под друга и одинаково реагируют на воздушное давление в мешке. Это требует большого опыта в производстве инструментов. Все трости инструмента должны быть под одним воздушным давлением. Правильное и соразмерное давление очень важно для волынки. Слишком высокое давление перекрывает трость так, что ни один звук не будет создаваться, слишком маленькое давление делает звук слишком слабым или звука может вообще не быть. Теперь мы подошли к тому, чтобы опробовать волынку: ... Части старых волынок необязательно сжигать. Здесь пример использования старого чантера - как ручки фиксатора на токарном станке. Оригинал можно почитать на сайте http://www.corvuscorax.de/
Перевод Дмитрий "Rakoth Mare" |
|